Смешанная форма заикания – причины, симптомы и как устранить проблему
Изначально нарушения в речи носят органическую форму, но затем они переходят в логоневроз. Выявить патологию может логопед, невролог или психолог – главное вовремя заметить проблему и обратиться за консультацией к врачу, не ждать, пока речь выправится самостоятельно.
Понятие и провокаторы патологии
Если сочетаются невротический и неврозоподобный типы заикания его называют смешанным, имеющим органические и психологические особенности расстройства речи. Данный тип заикания возникает при прогрессировании неврозоподобной формы и присоединения к ней невротических нарушений, которые часто обусловлены логофобией.
Как правило, провоцирует такое нарушение речи изменения центральной нервной системы, нередко считающиеся остаточными явлениями перинатального периода, которые включают следующие факторы:
- внутриутробная инфекция;
- интоксикация вследствие вредных привычек матери или внешних воздействий;
- гипоксия плода;
- родовая травма новорожденного;
- асфиксия;
- недоношенность.
Другая группа причин включает психогенные проявления, такие как:
- хронический стресс, развивающийся из-за негатива в семье, требовательного отношения и перегруженностью ребенка информацией;
- испуг, который также может спровоцировать развитие смешанной формы заикания.
Нужно учитывать, что само по себе нарушение речи может вызвать стресс у ребенка, но если в семье развивается благоприятная атмосфера, на психическое состояние оно влияет не так явно. Нередко такой тип заикания оказывается следствием других речевых проблем, а также может быть вызван тоническими, клоническими и совмещенными судорогами артикуляционных мышц, которые проявляются повторением звуков или слогов, а затем паузами в словах.
Симптоматика недуга
Обычно со смешанным заиканием родители сталкиваются после трехлетнего возраста ребенка – именно тогда активно формируются навыки речи. Изначально симптоматика схожа с той, что присуща органической форме недуга:
- речь становится быстрее, воспроизводится монотонно и приглушенно;
- имеется однообразная жестикуляция;
- есть признаки дислалии и дизартрии;
- нарушение дыхания – оно принимает поверхностную форму, при этом диафрагма работает слабо;
- нарушение фонематического слуха;
- отсутствие фиксации на дефекте речи;
- заикание наблюдается постоянно, в период слабости организма выражается сильнее.
Смешанная форма заикания развивается на основе задержки психомоторного развития, проявляющейся следующими факторами:
- неуклюжее и скованное поведение;
- стереотипные движения;
- может проявляться медлительность и неловкость;
- мелкая моторика недостаточно развита;
- энурез, проблемы со сном, нервный тик – встречаются не во всех случаях.
При достижении ребенком возраста 7 лет текущая проблема становится более выраженной и развивается дезорганизация речи, что нередко приводит к трудностям чтения (дислекции) и написания слов (дисграфии). В дальнейшем дети с такими нарушениями стремятся спрятать дефект, растягивая слова и меньше говоря, испытывая страх выступления на людях, ведь дефект выражается сильнее от волнения. Это может спровоцировать развитие тревожного состояния, боязни и мнительности. Нередко из постоянной формы дефект принимает волнообразную, что приводит к усилению симптоматики после эмоциональных перегрузок.
Диагностирование заболевания
Выявить присутствие смешанной формы заикания можно, опираясь на определенные факторы:
- если у ребенка есть соответствующие дефекты и расстройства нервной системы;
- имеются сведения о произошедшей ранее перинатальной патологии и отставании в психомоторном развитии.
Диагностированием недуга занимаются несколько специалистов – логопед, невролог, дефектолог, а также лор, который должен подтвердить отсутствие проблем со слухом. Диагностика включает:
- исследование устной речи, где как раз и выявляются ее дефекты;
- на каком уровне находится слухоречевая память, отражающая фонетическое восприятие;
- если ребенок ходит в школу, также оцениваются навыки письма.
Инструментальные методы включают:
- ЭЭГ;
- РЭГ;
- Эго-ЭГ;
- МРТ головы.
Также важно посетить психолога, который проведет комплексное обследование, которое включает различные психологические тесты, личностные проработки и пр.
Методы лечения и профилактика
Для борьбы с такой формой патологии необходимо применить комплексную терапию, при этом в семье должна сохраняться доброжелательная атмосфера, а стрессовые ситуации вообще исключены. Лечение включает:
- Нормализацию периода сна и отдыха.
- Занятие спортивными играми.
- Прогулки на свежем воздухе.
- Закаливание – если нет противопоказаний из-за других заболеваний.
- Лечебная физкультура.
Задачами терапии выступают:
- устранить неврологические проблемы и улучшить церебральный метаболизм;
- провести логопедическую коррекцию;
- оказать психологическую поддержку и помощь ребенку.
Что касаемо медикаментозного метода лечения, то он обычно включает прием таких групп препаратов, как:
- седативные, оказывающие успокаивающее воздействие на организм, например, фенибут;
- витамины + фолиевая кислота;
- сосудистые средства;
- ноотропы, вроде глицина.
Значение имеют занятия с логопедами, которые исправляют речевой дефект, и с психологами, способными решить проблемы личностного типа. Нередко в лечение включают массаж, арт-терапию и процедуры на основе электросна и электрофореза. Касаемо профилактики смешанного заикания важно отметить основной фактор – перинатальные нарушения – если они возникли, нужно провести обследование ребенка и контролировать атмосферу в семье.
Читайте так же
ЧТО О НАС ГОВОРЯТ
все отзывы05-10-2024 15:54
Хотим выразить большую благодарность чудо доктору Животову Алексею Анатольевичу! Нам его рекомендовали… Читать дальше
08-07-2024 13:05
Мы с мужем хотим выразить благодарность работникам клиники Бобыря. Как только мы входили в… Читать дальше
21-12-2023 15:25
Я прошла курс массажа у масажиста Юлии, замечательный массажист, професионал своего дела.…
Читать дальше
23-10-2023 10:50
Хочу выразить ОГРОМНУЮ благодарность Руслану!!! Не знаю что бы я делала без его помощи!…
Читать дальше